Институт цифрового
образования
Руководитель проекта:
Екатерина Лавренова
Команда проекта:
Василий Буров, Наталья Вознесенская, Вадим Гриншкун, Роман Куприянов, Ирина Левченко, Артем Михайлюк, Лариса Павликова, Евгений Патаракин, Альбина Садыкова, Юлия Семеняченко, Руслан Сулейманов, Анна Теплякова, Борис Ярмахов
Проект стратегического развития Московского городского педагогического университета
Группа проекта: Проекты-фронтиры
Срок: 2020 - 2025
Проблемный контекст

Цифровая трансформация – один из наиболее ярких процессов, происходящих в мире в последние десятилетия. Почти не осталось сфер, которых бы он не затронул: цифровые технологии преобразуют привычные механизмы государства, корпораций, обновляют сферы культуры и науки.

В конце декабря 2018 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций подготовило проект обновленной стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ, охватывающей период 2019-2025 гг. с перспективой до 2030 года. Согласно ему, отрасль информационных технологий в России, имея потенциал глобальной конкурентоспособности, должна стать одной из важнейших точек роста российской экономики до 2036 года. К основным направлениям реализации стратегии относится развитие кадрового потенциала и образования для роста числа в разных отраслях экономики специалистов с развитыми цифровыми компетенциями.

В этом контексте образование меняется фундаментально – не только в части новых электронных инструментов, но и самих технологий, что приводит к кардинальной трансформации дидактики. Подобные изменения требуют проведения исследований и проектирования новых моделей и практик цифрового образования. Появление и распространение онлайн-школ, формирование цифровых университетов, расширение сферы применения электронных решений и сервисов в образовании – все эти сферы нуждаются в создании новой цифровой дидактики и педагогики. Однако эта сфера до сих пор остается неохваченной в достаточной степени исследованиями, образовательными программами и проектами.

Другим современным трендом оказывается развитие цифровых технологий в образовании. Цифровое образование, интегрируя очные и онлайн-форматы, становится и ресурсом системы подготовки кадров для новой цифровой экономики. Многие стартовавшие национальные проекты определяют цифровые технологии и цифровое образование как необходимые элементы экосистемы развития страны. Так, одна из задач и показателей эффективности федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» - число выпускников профессионального образования с ключевыми цифровыми компетенциями.

Москва, как прогрессивный город, также ориентирована на вовлечение молодых и компетентных кадров, готовых к работе в насыщенной цифровыми сервисами и технологиями городской среде. В последние несколько лет в городе стартовал целый ряд проектов, интегрирующих различные данные из многочисленных информационных систем - Московская электронная школа, портал городских услуг Mos.ru, электронная медицинская карта, проект открытых данных и многие другие. Город продолжает развивать свое цифровое преимущество. Городские организации и службы формируют запрос на экспертов и команды, обладающие высокой цифровой культурой и компетенциями. Так возникает потребность в создании городского центра компетенций цифровых технологий в образовании, включая технологии в сфере онлайн-образования.
Существующие заделы

Цифровая трансформация – новый вектор развития для российского образования и Университета. На протяжении последних нескольких лет разные структурные подразделения МГПУ проводили исследования и реализовывали проекты в этой сфере.

Одними из наиболее масштабных стали проекты по исследованию Московской электронной школы. Для изучения использовались технологии анализа больших данных, анализировались методические и педагогические аспекты развития системы создаваемого пользователями контента. Университет принимает активное участие в деятельности рабочих групп и формировании технических заданий на доработку архитектуры и интерфейса, разработку конструктора уроков, виртуальных лабораторий. В Университете в последние годы начались исследования в области проектирования интеллектуальных цифровых платформ, действующих с применением методов машинного обучения, для обучения студентов и построения рекомендаций на основе библиотеки объектов Московской электронной школы.

Вопросами развития цифрового образования и информационных технологий занимались эксперты Института математики, информатики и естественных наук. Развитие этого направления привело к необходимости переосмысления института и формированию специализированных подразделений, ведущих исследования и реализованные проекты цифрового образования.

За прошедшие годы Университет запустил целый ряд заметных проектов, преобразующих образовательный ландшафт города и страны через внедрение новых цифровых практик. Одним из наиболее заметных проектов стала краудсорсинговая платформа «ПреОбразование». Платформа предложила новую модель проектирования образовательной политики. Свыше 100 тысяч человек – учителей, исследователей, родителей, руководителей, политиков – стали экспертами платформы и приняли участие в обсуждении национальных образовательных стандартов, многих образовательных инициатив и проектов.

В Университете действуют и реализуются различные образовательные проекты, посвященные интеграции цифровых технологий в московские школы. В рамках проекта «Урок цифры» учителя изучают темы искусственного интеллекта, больших данных, машинного обучения. Другой пример, совместный проект с благотворительным фондом «Вклад в будущее» Сбербанка России. Эксперты Университета разрабатывают учебные материалы для учителей, студентов педагогического направления по методике преподавания основ искусственного интеллекта в школах.
Создание стратегической академической единицы
– исследовательского и образовательного центра в сфере цифрового образования
Цель проекта
Проектное решение

Формирование института цифрового образования - не просто создание нового подразделения Университета. Новая стратегическая академическая единица становится пространством разработки моделей организации образовательных программ и исследований.

Развитие института предполагает несколько направлений. Первое направление — это формирование центра компетенций по цифровому образованию. Старт лонгитюдных исследований разных аспектов цифровой трансформации сферы образования и развития человека – одна из главных задач. Подобные исследования не могут проводиться изолировано, по-настоящему продуктивны они при взаимодействии с международными и российскими партнерами. При этом партнерами становятся компании-разработчики, интеграторы цифровых решений, новые EdTech стартапы, исследовательские команды, университеты. Формой такого сотрудничества становятся возникающие на базе института цифрового образования «корпоративные» лаборатории и центры. Подобные лаборатории создаются вместе с партнерами и становятся центрами совместных исследований и целевой подготовки кадров.

Второе направление проекта обновляет образовательную политику и запускает процессы создания программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, программ дополнительного образования с активным применением технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Новые онлайн-курсы, модули, магистерские программы позволяют более органично вовлекать экспертов сферы EdTech и ведущих исследователей в сфере цифрового образования. Основой таких программ становится интегрированный формат, обеспечивающий совмещение онлайн и очных форматов. Такой баланс интегрированных онлайн-программ и возможность более тонкой настройки индивидуальных треков позволяет повысить уровень вовлеченности и мотивации студентов, предотвратить их «выгорание» на младших курсах от выполнения исключительно рутинных учебных задач. Институт становится исследовательским и проектным институтом не только для сотрудников, но для всех своих студентов.

Для решения обозначенных задач ключевым оказывается третье направление проекта - формирование сообщества экспертов и исследователей в области цифровой дидактики. Совместная работа институтов, центров, лабораторий, управлений и дирекций приведет к разработке жизнеспособных, транслируемых практик цифровой трансформации образования. Сообщество в сфере цифрового образования формирует консорциум ведущих университетов, научных организаций, бизнес-партнеров, создающих новые цифровые и образовательные практики. Подобное сообщество фокусируется на задачах формирования профилей цифровых компетенций, формирования банка практик оценки и развития компетенций в образовании. Результатом деятельности такого консорциума экспертов становятся сетевые исследования и образовательные программы.

Решение каждой из вышеперечисленных глобальных задач определяет необходимость разработки внешней модели взаимодействия (структурные подразделения Университета, вузы, бизнес, общество) и вовлеченности (ППС, студенты, эксперты) для непрерывного обмена педагогическим опытом, образовательными практиками, результатами исследований в области цифровизации образования.
Стратегия развития 2020-2025,
Московский городской педагогический университет