Проблемный контекст
В VUCA-мире дополнительное образование – один из самых адаптивных и персонализированных инструментов развития как в профессиональной сфере, так и в части формирования широкого круга компетенций. Современное дополнительное образование отличается мобильностью, быстрым откликом на меняющиеся потребности в квалификации кадров. Такое образование ориентировано на реализацию актуальных потребностей и интересов личности. При этом образование перестало быть разовым, точечным, оно длится на протяжении всей жизни.
Непрерывное образование особое значение приобретает для такого большого глобального города, как Москва. Новые практики, скачкообразный рост числа информационных технологий, трансформация образовательных форматов – все это создает системный запрос на инновационные программы дополнительного образования. Программы, которые бы предлагали персональный трек развития и роста.
Сложившийся в системе дополнительного образования рынок пока остается слабо ориентированным на дефициты и запросы, на программы в сфере инновационных гуманитарных практик. Существующее предложение в большей степени предлагает традиционные темы курсов и модели их реализации.
С другой стороны, в настоящее время в городской образовательной среде появляются новые исследовательские и педагогические команды, развивающие новые подходы, практики, технологии обучения и развития. При этом сами разработчики новых решений и технологий не всегда видят пути выхода со своими наработками к потребителю и не имеют опыта проектирования и реализации образовательных продуктов.
Так возникает разрыв, при котором, с одной стороны, существует запрос на новые динамически обновляющие образовательные программы о современных гуманитарных практиках. С другой, есть стартапы, исследовательские команды, практики – разработчики таких практик и подходов. Необходимым становится площадка, интегрирующая интересантов и позволяющая по модели конструктора собрать из вариативного предложения собственный трек.
Решением для такого противоречия становится модель хаба – специальной площадки, помогающей выявить запросы жителей города и связать их с авторами инновационных образовательных технологий и практик. Возникновение таких хабов – один из международных и отечественных трендов развития сферы дополнительного образования.