Существующие заделы
С момента своего основания Московский городской педагогический университет неотрывно интегрирован в городское образовательное и социокультурное пространство. Одно из ключевых направлений интеграции – исследования для города. В последние несколько лет в научно-исследовательских работах Университета выделилось отдельное направление городских исследований. За это время команды Университета провели несколько десятков исследований разных сторон жизни города. Городские пространства и айдентика, культурный код и разница поколений, городские сообщества и социальные сети, новые образовательные и гуманитарные практики непрерывного образования – некоторые из наиболее ярких тем исследований.
Результаты исследований становятся частью образовательных программы магистратуры («Проектирование городских образовательных инфраструктур», «Проектирование и сопровождение программ в сфере чтения детей и молодежи» и др.) и учебных курсов для бакалавриата. Сами исследования города становятся образовательным форматом. В последние два года одним из важных элементов развития гуманитарных компетенций студентов стала социокультурная практика, тесно связанная с исследованием города.
Три года работает семинар «Городской университет», объединяющий исследователей городской среды. Результаты исследований представляются на разных уровнях. Не только профессиональному сообществу в форматах выступлений на разных площадках: научных конференциях, форумах, симпозиумах, – но и через публикации в СМИ, участие в конкурсах и пр. Проекты по навигации, редизайну, перепроектированию образовательной среды являются еще одной точкой роста. В 2019 году проект соучаствующего проектирования общественных детских пространств (на примере пришкольных детских игровых площадок) победил в 5 из 7 номинаций в Конкурсе инноваций в образовании (КИвО).
Еще одна форма активности Университета – участие в Международном проекте «City Transformers». Основная задача проекта – создание реальных решений и проведение исследований в сфере эко-урбанистики и устойчивого развития городов, развитие механизмов соучаствующего проектирования. По итогам исследований в рамках семинара «Городской университет» опубликованы три сборника «UniverСity: города и университеты», а также несколько десятков публикаций в ведущих научных российских и зарубежных журналах.
В Университете реализуется телевизионный проект «Городской университет», где ведущие эксперты и лидеры профессионального сообщества обсуждают новые образовательные практики в городе. Другой проект городская мастерская «ПЛАСТИЛИН». Участниками проекта стали несколько десятков писателей, художников, политиков, бизнесменов – каждый из них выступил с открытой лекцией о трендах развития образования и города.
С 2018 года Университет стал организатором крупного международного симпозиума «Образование и город». Уже во второй год в качестве соорганизаторов симпозиума выступили Дублинский городской университет (Ирландия) и Тайбэйский городской университет (Тайвань). Симпозиум-2019 собрал участников из 17 стран: России, Албании (Университет Александра Моисиу), Беларуси (Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины), Венгрии, Израиля, Италии, Казахстана, Китая (Нанькайский университет), Литвы, Монголии (Монгольский государственный университет образования), Польши, США (Государственный университет Сэма Хьюстона), Швеции (Университет Евле), Ирландии (Дублинский городской университет), Тайваня (Тайбэйский городской университет). Также в работе симпозиума приняли участие сотрудники музеев (в частности, Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей), творческого бюро «Утро», Международной ассоциации гуманитариев. За три года более 600 экспертов со всей страны и мира стали участниками симпозиума.