Внедрение системы сертификации квалификации студентов
Руководитель проекта:
Ольга Айгунова
Команда проекта:
Ирина Криштофик, Светлана Ильичева, Вардигул Мкртчян, Эвелина Мария Саликова,
Татьяна Щербакова
Проект стратегического развития Московского городского педагогического университета
Группа проекта: Проекты для обратной связи
Срок: 2020 - 2025
Проблемный контекст

Страны-лидеры по результатам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA пристальное внимание уделяют подготовке будущих учителей. В процессе обучения будущие учителя проходят оценку профессиональной мотивации, грамотности и компетентности.

Университеты по всему миру при подготовке педагога все чаще хотят видеть не только узкопрофессионального специалиста, знающего предмет и методику. Центр тяжести перемещается к овладению студентами надпредметными умениями: коммуникации, командной работы, способности решать сложные задачи и находить новые решения.

Российское образование тоже стоит перед вызовом развития нового поколения учителей и создания системы их роста. С декабря 2015 года идет работа по созданию модели национальной системы учительского роста (НСУР). Обновляются профессиональные стандарты, модели аттестации педагогов, оценочные процедуры. Так, например, возникают проекты единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), где оцениваются: предметная подготовка, методика преподавания, психолого-педагогические компетенции, коммуникативные компетенции.

Исходя из логики новой системы аттестации в соответствии с уровневым профессиональным стандартом и НСУР, выпускники педагогических университетов, начиная работать в школе, должны обладать широким кругом знаний и компетенций. Именно в этом контексте становится важной система независимой оценки выпускников. Такая оценка оказывается необходимой и для выпускников, и для будущих работодателей, и в дальнейшем для анализа продуктивности работы самого университета.
Существующие заделы

С 2015 года в Московском городском идут исследования и проекты по оценке профессиональной деятельности учителей. Проекты и исследования проходят совместно с московскими школами и партнерскими университетами. Компетентностная модель оценки профессиональной деятельности учителя, методы оценивания и методические рекомендации по организации и проведению оценки профессиональной деятельности учителя – только часть результатов, появившихся за последние 5 лет.

В 2017-2019 годах Университет стал одним из активных участников движения WorldSkills как на уровне среднего профессионального, так и на уровне высшего образования. Командой Университета были инициированы разработки трех педагогических компетенций, что позволило выстроить партнерские отношения с 12 вузами и сформировать совместную позицию о форматах оценки педагогических компетенций. В эти же годы Московский городской становится одним из организаторов олимпиады «Я – профессионал». В этот период многие технологии оценки – такие как демонстрационный экзамен, кейсовые технологии – все глубже интегрируются в практику работы самого Университета.

С 2017 года полномасштабно запускается проект «Сертификат «Московский учитель», направленный на поддержку студентов выпускных курсов педагогических направлений. Проект позволяет студентам выпускных курсов продемонстрировать свои знания и компетенции как в привычных форматах тестов и решения кейсов, так и форме демонстрации живого урока или образовательного события. Активным участником проекта стали директора московских школ, выступающие и как эксперты проекта, и как будущие работодатели.
Создание системы независимой оценки
гуманитарных и профессиональных компетенций студентов для повышения качества образования в Университете
Цель проекта
Проектное решение

Построение системы сертификации студентов в Московском городском внедряет несколько форматов оценки. Оценка квалификаций студентов в рамках сертификации начинается со второго курса. Одной из задач первого этапа сертификации становится оценка уровня владения предметными знаниями и выявление дефицитов, которые студент может восполнить в ходе дальнейшего обучения на других курсах.

В процедуру сертификации включен начальный профессиональный экзамен, являющийся вторым этапом сертификации. Он проводится на третьем курсе и направлен на оценку различных умений студента при разработке электронного обучающего средства для работы с обучающимися с особыми потребностями. Также оценка включает сферу взаимодействия с родителями и коллегами. Начальный профессиональный экзамен проводится в формате демонстрационного экзамена с включением организационных, содержательных элементов и практик, используемых в WorldSkills.

На четвертом курсе сертификационное испытание включает оценку педагогических компетенций студента, отражающих его владение методикой построения и проведения учебных занятий. В этот же период проводится мотивационное собеседование в форме интервью работодателей со студентами.

Дополнительно в процедуре сертификации учитываются индивидуальные достижения студента, накапливаемые в процессе обучения в вузе. Механизм учета индивидуальных достижений служит не только источником дополнительных баллов, но и стимулирует студентов на включение в приоритетные образовательные проекты Москвы и Университета. Приоритетом при учете индивидуальных достижений студента является участие в проектах Московская электронная школа (МЭШ), чемпионатах по стандартам WorldSkills, конкурсах студенческих инициатив, а также обучение на курсах функциональной грамотности.

Итоговым элементом системы сертификации становится постсертификационное сопровождение. Помимо ресурса трудоустройства выпускники получают: возможность включения в мероприятия и проекты московских школ, наставничество со стороны ведущих экспертов города и страны, методическую поддержку Университета.

Все эти элементы создают единую систему сертификации Университета, позволяющую выстраивать диалог с работодателями, выявлять дефициты, подстраивать корректировки и перспективы развития образовательных программ.

Опыт сертификации студентов, обучающихся на педагогических направлениях, позволяет сконструировать процедуры сертификации непедагогических специальностей и расширить возможности не только студентов, но и перечень организаций партнеров из непедагогической сферы.
Стратегия развития 2020-2025,
Московский городской педагогический университет