Проблемный контекст
Территории, локации и кампусы многих ведущих мировых университетов – больше, чем просто место расположения зданий. Все чаще они становятся пространствами производства нового знания, особой средой для образования, науки, инноваций. Важным оказывается не только удобство и атмосфера, но и открытие всех пространств кампуса к использованию для обучения, исследования и проектов. В некоторых университетах кампусы становятся больше городов. Например, кампус одного из крупных университетов в США – Berry College – достигает более 100 миллионов квадратных метров.
Исследование, проведенное компанией THE, выпускающей один из крупнейших мировых рейтингов университетов, фиксирует несколько трендов развития университетов. Один из наиболее заметных современных трендов – это интеграция университетских территорий в городское пространство. Если прежде университеты стремились создать обособленный кампус в пригороде, то все явственнее проявляется тенденция увеличения непосредственного присутствия на территории города. Так, например, Корнуэльский университет, имевший основную локацию в более чем 300 км от Нью-Йорка, в последние годы открыл новые площадки на территории Манхэттена.
Пространства университетов становятся точками притяжения для горожан и городских сообществ, создавая площадки для общения с исследователями, бизнесом, экспертами, властью и просто интересными людьми. Для этого университеты используют как особый дизайн среды, так и специально спроектированные программы и образовательные события. Многие университеты-лидеры создают тематические локации или кластеры, чтобы наиболее полно работать с различными интересами городских сообществ. Среди примеров: Дельфийский технологический университет, имеющий отдельный корпус для исследований, или Национальный Сеульский университет, на территории которого есть специальный корпус для студенческих сообществ.
Практика интеграции университета в городскую среду оказывается по-настоящему актуальной для Москвы. В 2018 году в Москве была представлена концепция «Мой район». Инициатива мэра города направлена на развитие каждого их районов Москвы, на предоставление широких возможностей для образовательной, культурной, социальной активности горожан во всех районах города. Такая задача формирует вызов для городского университета: встроиться в экосистему районов Москвы как один из образовательных и просветительских центров.
В контексте таких трендов возникает запрос на формирование модельных решений взаимодействия институтов университета с социокультурной средой разных районов Москвы. Ключевой проблемный вопрос – как сделать пространство и программы современного университета активом социокультурного развития города.