Построение сообщества выпускников
Руководитель проекта:
Сулака Савва
Команда проекта:
Алексей Анисин, Дарья Миляева, Роман Куприянов, Александра Макарова, Вячеслав Барсов
Проект стратегического развития Московского городского педагогического университета
Группа проекта: Проекты для обратной связи
Срок: 2020 - 2025
Проблемный контекст

Выпускник – это один из самых важных стейкхолдеров любого современного университета. Сила не только в возникающей вокруг вуза сети профессионалов, не только в поддержке, которую выпускники приносят в университет в виде идей, связей, проектов, инвестиций. Сила всякого настоящего alumni - в развитии и распространении культуры и мышления, сформированных в университете.

Университеты все больше внимания уделяют не только продвижению выпускника или студента, но и развитию сообществ. За последние 30 лет по всему миру растет число выпускников, входящих в такие сообщества. Alumni современного мирового университета насчитывают от 100 до 200 тысяч выпускников. К примеру, выпускники Кембриджского университета образуют сотни активно действующих групп по всему миру, выпускники Стэнфордского университета – более полутора тысяч сообществ или клубов, а выпускники Массачусетского технологического института входят в 122 региональных клуба.

Сообщества не только растут численно, но и трансформируются, начинают играть новую роль в жизни университетов. Одна из таких трансформаций – понимание alumni как совокупности сервисов для выпускников. Такие поствыпускные сервисы включают в себя карьерную поддержку, профессиональные и тематические клубы, базы данных работников и партнеров, образовательные, волонтерские программы и многое другое. Наравне с моделью членских взносов все большую роль начинают играть эндаумент-фонды.

Ключевой вызов заключается в том, что обеспечить вовлеченность студентов в жизнь университета как в период обучения, так и после него, невозможно директивно. Ключевым оказывается вовлечение выпускников вместо формального привлечения. При этом сам формат сообществ становится более гибким и менее бюрократическим. Вовлечение начинается еще в период обучения. Так возникает непрерывная траектория развития и участия в сообществах и проектах университета от момента поступления до жизни в alumni.
Существующие заделы

Выпускники всегда были важной частью жизни Университета. Многие подразделения самостоятельно вели работу по взаимодействию с выпускниками. Такой опыт стал базой и предпосылками более системного проекта.

За последние несколько лет сложилась традиция проведения регулярных мероприятий для выпускников. Основной формат – встречи выпускников на уровне институтов.

Наиболее ярким примером стал опыт нескольких институтов, которые не только реализовывали регулярные события, но и сделали шаг в создании единой программы и концепции развития системы взаимодействия выпускников. Более десяти крупных событий в подобном формате прошли за последний год. В качестве заметного примера может быть назван проект «Круг».

Другой важной частью существующих механизмов поддержки студентов является деятельность подразделений Университета, оказывающих помощь студентам в вопросах практической подготовки и трудоустройства. Подобная работа затрагивает не только вопросы устройства на работу, но и вовлечение выпускников в общеуниверситетские проекты в качестве спикеров, экспертов, тренеров, консультантов.

Важным элементом системы поддержки становится привлечение выпускников прошлых лет на магистерские программы, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и программы повышения квалификации.

Наконец, часть выпускников Университета продолжают работать в образовательных организациях, в которых проходили производственную или преддипломную педагогическую практику, что является показателем успешной модели организации практики обучающихся.
Формирование сообщества
ассоциирующих себя с Университетом выпускников, включенных в реальные проекты и инициативы вуза, на основе образовательно-карьерной инфраструктуры
Цель проекта
Проектное решение

Развитие сообщества выпускников происходит по нескольким направлениям. Первое направление запускает процессы формирования ассоциации выпускников МГПУ. Подобная ассоциация становится фундаментом для вовлечения выпусков разных лет в построение профессионального сообщества. Ассоциация оказывает выпускникам Университета профессиональную, карьерную и методическую поддержку. Одной из базовых задач ассоциации становится исследование треков развития выпускников, профессиональных запросов и дефицитов, форм сетевого взаимодействия выпускников Университета.

Второе направление обновляет существующие управленческие механизмы работы с сообществами студентов и выпускников. На университетском уровне функционал координации построения сообщества выпускников концентрируется в управлении корпоративных эвентов и студенческих инициатив. Управление становится координатором профильных специалистов в институтах наряду с ответственными за работу с выпускниками в институтах. Управление аккумулирует все меры административной поддержки сообщества выпускников и является организатором всех крупных событий и мероприятий для них.

Третьим направлением становится развитие электронных сервисов для выпускников. Сервисы обеспечивают возможности еще в период обучения: поиска по вакансиям городских организаций и служб, подбора стажировок, получения консалтинговых услуг в первые годы после выпуска и старта самостоятельной профессиональной деятельности.

Четвертое направление развивает взаимодействие Университета с партнерами и создание университетской программы лояльности для выпускников. В рамках такой программы выпускники получают адресные специальные условия у городских вендоров и провайдеров широкого спектра услуг, товаров и решений.
Стратегия развития 2020-2025,
Московский городской педагогический университет