Глобальный контекст
Мир стал изменением. Не просто обновил форму, внедрил технологии и преобразил стиль, но драматично преломился. Он изменил само свое содержание, свою структуру и логику. Мир переродился в изменение – значит перестал быть определенным. Перестал быть статичным. Перестал быть предугадываемым. Он стал VUCA-миром – volatile, uncertain, changeable, attainable – так что теперь само его ядро, сама природа, находится в постоянном движении.
Такой мир ждет от образования иного. Мир ставит перед университетом новые вызовы. Большой вызов современного мира – цифровая реальность. Эта привычная часть нашей жизни все еще не поддержана масштабными исследованиями, новыми образовательными практиками. 2020 год стал точкой перелома. Школы, университеты, все общество не просто попробовали, но реально погрузились в онлайн-форматы. Одним из уроков стало осознание необходимости создания интегрированных форматов обучения. Создание новых форм, новой дидактики, новой цифровой реальности, включающей как онлайн, так и очное образование – один из базовых вызовов. Говоря о новой цифровой реальности, мы имеем в виду не только технические устройства, программы или даже навыки их использования. В цифровом мире формируется новая система социальных отношений и человеческой деятельности. Большие данные, нейронные сети, искусственный интеллект задают иное строение привычек, знаний, умений, ценностей, норм.
Такие изменения формируют запрос на цифровой университет. В нем студенты, слушатели, сотрудники получают поддержку «умных сервисов», используют ресурсы цифрового кампуса, общаются, учатся, работают, занимаются исследованиями в насыщенной цифровой среде. Цифровой университет интегрирует привычные онлайн- или оффлайн-форматы.
Другим вызовом выступает новое содержание образования. Во-первых, оно перестает быть жестким предметно-центрированным. Растет ценность образования, формирующего универсальные умения. Компетенции выступают не второстепенной, а центральной частью. Переосмысляется баланс учебного материала и умений в структуре содержания образования. Образовательные результаты задают фокус на развитие компетенций, ресурсом формирования которых служит вариативный учебный контент. Во-вторых, новое содержание образования перестает быть узкопрофессиональным. В глобальном мире границы профессий приобретают неявный характер. Однажды выбранная профессия перестает быть гарантом успеха, смена карьеры три-четыре раза в течение жизни не пугает, а воспринимается как возможность для развития. Распространение среди ведущих университетов мира практик Liberal Arts – один из маркеров этого процесса.
Вызовы нового содержания образования создают пространство для университета компетенций. В таком вузе студенты не только овладевают фундаментальными знаниями, но и активно вовлечены в деятельность, создают проекты, формируют команды, задают вопросы и ищут решения для реальных проблем. Мышление становится одной из главных ценностей такого университета.
Третий вызов – персонализация. Класс, школа, университет уже не являются механизмом массового воспроизводства. Образование уходит от модели «индустриальных заводов» по выпуску типовых изделий. Разные студенты, разные семьи хотят разного от образования, нуждаются в разнообразии практик. На первый план выходят персональные треки роста и их бережное сопровождение. Хотя цели остаются общими, но технологии, образовательные результаты, способы оценки отличаются адаптивностью и гибкостью. Персонализация возникает там, где образование строится на выборе и самостоятельности. Главным результатом становится развитие человеческого потенциала.
Такой вызов формирует потребность в университете персонализации. В подобном вузе самостоятельность, самоопределение, доверие к студенческому выбору и ответственности являются фундаментальными факторами.