Проблемный контекст
Изменчивость и неопределенность общества формируют новые запросы к университетскому образованию. Привычная в индустриальной модели общества единая монолитная система подготовки к профессии все чаще уступает место более гибким, адаптивным многовекторным программам развития человеческого и профессионального потенциала студента.
Изменчивость и неопределенность общества формируют новые запросы к университетскому образованию. Привычная в индустриальной модели общества единая монолитная система подготовки к профессии все чаще уступает место более гибким, адаптивным многовекторным программам развития человеческого и профессионального потенциала студента. Университеты все больше уделяют внимание развитию гуманитарных компетенций, формированию культурного и исторического мировоззрения и поддержке самоопределения студента. Такие программы включают в себя элективные курсы и модули по выбору студентов, существенную часть программы занимают обязательные ядерные курсы гуманитарной подготовки, связанные, прежде всего, с формированием критического, системного исторического и культурного мышления, навыков проектирования, управления, работы с большим количеством информации, коммуникации на иностранных языках и др.
Пересмотр моделей программ высшего образования происходит и на национальном уровне. Сформулированные в начале 2020 года тезисы послания Президента Федеральному собранию фиксируют: «Рынок труда сегодня динамично меняется, постоянно появляются новые профессии, усложняются требования к существующим, и высшая школа должна гибко и быстро реагировать на эти запросы. Считаю, что нужно дать возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии. Это не так просто наладить, но нужно это сделать».
Трансформируются и программы магистратуры, выполняя, в целом, роль специализированной профессиональной подготовки. В таком контексте перестраивается и модель управления университетами.