Обновление образовтельной политики
Проект стратегического развития Московского городского педагогического университета
Группа проекта: Проекты изменения
Срок: 2020 - 2025
Руководитель проекта:
Дмитрий Агранат
Команда проекта:
Елена Сафронова, Татьяна Иванова, Дмитрий Звонарев, Виктор Кириллов, Евгения Никитина,
Ольга Айгунова, Руслан Сулейманов, Марина Шалашова, Елена Тарева
Проблемный контекст

Изменчивость и неопределенность общества формируют новые запросы к университетскому образованию. Привычная в индустриальной модели общества единая монолитная система подготовки к профессии все чаще уступает место более гибким, адаптивным многовекторным программам развития человеческого и профессионального потенциала студента.

Изменчивость и неопределенность общества формируют новые запросы к университетскому образованию. Привычная в индустриальной модели общества единая монолитная система подготовки к профессии все чаще уступает место более гибким, адаптивным многовекторным программам развития человеческого и профессионального потенциала студента. Университеты все больше уделяют внимание развитию гуманитарных компетенций, формированию культурного и исторического мировоззрения и поддержке самоопределения студента. Такие программы включают в себя элективные курсы и модули по выбору студентов, существенную часть программы занимают обязательные ядерные курсы гуманитарной подготовки, связанные, прежде всего, с формированием критического, системного исторического и культурного мышления, навыков проектирования, управления, работы с большим количеством информации, коммуникации на иностранных языках и др.

Пересмотр моделей программ высшего образования происходит и на национальном уровне. Сформулированные в начале 2020 года тезисы послания Президента Федеральному собранию фиксируют: «Рынок труда сегодня динамично меняется, постоянно появляются новые профессии, усложняются требования к существующим, и высшая школа должна гибко и быстро реагировать на эти запросы. Считаю, что нужно дать возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии. Это не так просто наладить, но нужно это сделать».

Трансформируются и программы магистратуры, выполняя, в целом, роль специализированной профессиональной подготовки. В таком контексте перестраивается и модель управления университетами.
Существующие заделы

С 2015 года Московский городской педагогический университет является одним из активных участников федерального проекта модернизации педагогического образования. В результате проекта в вузе был внедрен модульный подход к построению содержания образовательных программ. Расширен объем части программы бакалавриата, формируемой самими студентами, увеличилась и трудоемкость элективных модулей, и число самих модулей для выбора. Происходит расширение вариативных форматов прохождения практики.

Так, частью программ бакалавриата стала социокультурная практика, в ходе которой студенты исследуют городские ресурсы, проходят образовательные квесты, готовят проекты. Введен новый элемент – стажерская практика студентов на выпускных курсах. В Университете разработана модель практического обучения, позволяющая актуализировать роль работодателей в учебном процессе через привлечение их к реализации профессиональных мастерских.

Для решения данных задач в вузе создано новое структурное подразделение - дирекция образовательных программ, которая позволяет реализовывать авторские междисциплинарные программы магистратуры без привязки к кафедрам. В целях реализации современных форматов обучения внедрена новая модель администрирования обучающихся – «Многофункциональный студенческий центр».
Повышение эффективности образовательных программ
за счет предоставления обучающимся условий для разностороннего образования, индивидуализации собственных образовательных траекторий, овладения универсальными компетенциями («мягкими навыками») для дальнейшей профессиональной подготовки
Цель проекта
Проектное решение

Стартовавшие в Московском городском педагогическом университете процессы обновления образовательных программ и моделей регулирования образовательного процесса сформировали основание для дальнейших изменений, которые включают в себя несколько направлений. Первое из них предусматривает обновление содержания программ. Такое обновление касается разработки и внедрения ядерных курсов гуманитарного и педагогического модулей, которые реализуются на первом и втором курсах соответственно.

Вторым направлением является расширение вариативности программ бакалавриата для обеспечения персонализации треков развития обучающихся. Расширение тематики, количества элективных модулей, в том числе, с учетом образовательных и культурных запросов студенческой молодежи, и их доли в общей структуре программы – одна из мер увеличения вариативности. Помимо широты спектра вариативных модулей, отдельной точкой изменений становится внедрение элективных модулей на иностранном языке, а также выбор в рамках элективной части образовательной программы новых профессиональных модулей, позволяющих приобрести дополнительные профессиональные компетенции или восполнить дефициты профессиональной подготовки в связи с меняющимися внешними условиями рынка труда.

Наравне с увеличением числа модулей по выбору обучающихся растет и широта применяемых образовательных форматов. Третье направление – увеличение объема вовлекающих форматов, технологий смешанного обучения и проектной работы. Внедрение новых форматов запускает процессы расширения спектра прохождения практики. В программах бакалавриата более полно используются модели длительных профессиональных стажировок. Важным является и ориентация на включение в программы бакалавриата и магистратуры дистанционных форматов обучения, а также электронных образовательных технологий. Для подобного обновления важным шагом станет поддержка преподавателей через серию внутренних повышений квалификаций, систему профессиональных семинаров и мастерских.

Четвертое направление – внедрение новых форм оценивания образовательных достижений обучающихся и практики демо-экзамена в рамках государственной итоговой аттестации. Подобное внедрение требует обновления организационной модели как самой образовательной программы, так и администрирования процедур проведения экзаменов.

Пятым направлением обновления образовательной политики Университета является расширение практики администрирования образовательной программы, предполагающей автономность ее руководителя в части формирования содержания и условий реализации, выбора научно-педагогического состава.

Шестое направление предусматривает расширение вариативности профессиональной подготовки, позволяющей студентам находить применение приобретаемым в процессе обучения компетенциям в различных сферах и видах профессиональной деятельности, через решение разных профессиональных задач (выбор заданий практики, баз практики, тематики проектов и научно-исследовательской работы, а также иных форматов практической деятельности).

Такие решения позволяют выстроить ряд программ бакалавриата в логике модели «2+2». Первые два года обучения позволяют студенту сформировать спектр гуманитарных и общепрофессиональных компетенций. На третьем и четвертом курсе обучающимся предоставляется возможность для более осознанного выбора профессиональной траектории развития, формирования профессиональных компетенций. Магистратура становится следующим шагом в освоении более специализированных профессиональных видов деятельности и компетенций.
Вернуться к основному тексту стратегии
Стратегия развития 2020-2025,
Московский городской педагогический университет