Развитие студенческой стартап-инфраструктуры
Проект стратегического развития Московского городского педагогического университета
Группа проекта: Проекты для горожан
Срок: 2020 - 2025
Руководитель проекта:
Кирилл Баранников
Команда проекта:
Наталья Стрикун, Максим Бернадинер, Сулака Савва, Светлана Шилкина
Проблемный контекст

По всему миру университеты традиционно сильны в создании образовательных программ, в проведении исследований. Но последние десятилетия третья масштабная миссия оказывается в фокусе внимания – инновации и стартапы. Именно этот фокус становится стратегическим выбором для многих ведущих университетов и аккумулирует их интеллектуальные, финансовые, кадровые ресурсы.

Показателен и Oxford, где инфраструктура университетских стартапов достигает 300 компаний, и Harvard, ежегодно получающий более 4 миллионов долларов от своих инновационных компаний, и истории успеха многих инновационных «гигантов», изначально родившихся на территории университетов, – например Google или edX.

Университетские стартапы становятся источником инноваций. Однако для появления инновационных бизнес-проектов или социальных инициатив не срабатывают прямые директивные или жесткие институциональные решения. Стартапы возникают в особой среде и культуре, где студенты ощущают силу инициативности, субъектности, проектности. Умения, привычки и ценности, возникающие у студентов в такой среде, оказываются полезны и за пределами стартапинга – на будущей работе, в повседневной коммуникации.
Существующие заделы

Московский городской педагогический университет несколько лет работает с разными форматами вовлечения студентов в проектную деятельность и роста их инициативности. В 2016–2018 годах в Университете проводился конкурс студенческих инициатив. В ходе конкурса студенты вуза предлагали идеи проектов, которые оценивали эксперты Университета и приглашенные представители городских организаций.

С 2018 года несколько управлений Университета начали целенаправленно экспериментировать с разными форматами вовлечения студентов в проектную деятельность и роста их инициативности. Эксперименты позволили переосмыслить логику конкурса студенческих инициатив: так, из отборочного фестиваля он вылился в программу проектного обучения студентов. Первая программа 2018 года длилась полтора месяца.

В 2019 году в Университете был запущен проект «Студенческий форсайт». В ходе семи проектных сессий свыше сотни студентов изучали национальные проекты и стратегические документы, строили форсайт-карты. Итог работы – представление в Московской городской Думе студенческих проектов, посвященных разным инициативам в сфере высшего образования.

С 2019 года стартовал проект, интегрирующий рассмотренный опыт. Проект городского пространства для развития студенческих стартапов получил название «Моло.Ко: Молодые Команды».
Создание системы поддержки
и инфраструктуры для формирования и развития студенческих стартапов, социальных инициатив и развития проектных компетенций
Цель проекта
Проектное решение

Построение инфраструктуры, обеспечивающей возникновение студенческих стартапов и развитие у студентов необходимых компетенций и установок, включает в себя несколько направлений.

Первое направление связано с обновлением основной образовательной программы для формирования базовых представлений о проектной деятельности у студентов Университета. Такое обновление может быть реализовано в виде ядерного курса по проектированию в рамках гуманитарного модуля бакалавриата. Курс реализуется в проектном формате. Через реальную деятельность над собственным проектом участники осваивают основные подходы к разработке проекта. Обновления в части образовательной программы включают запуск специализированных элективных курсов по вопросам проектирования и стартапинга. Особой задачей становится включение в типологию выпускных квалификационных работ формата защиты стартапа.

Вторым направлением является городская площадка развития студенческих стартапов. На базе опыта проекта «Моло.Ко: Молодые Команды» создается межуниверситетский преакселератор студенческих бизнес-проектов и социальных инициатив. Участники проходят серию интенсивных программ, которые предусматривают проектную работу, тренинги для развития различных компетенций, рострум-лекции и кейсы приглашенных экспертов. Также каждая команда получает индивидуальный трекинг проекта.

Третье направление предполагает фандрайзинг студенческих проектов и команд. В ходе разработки и представления на разных этапах программы проекта командам оказывается поддержка во взаимодействии с потенциальными инвесторами или грантодателями. Команды получают консультации при подаче заявок в различные фонды и благотворительные организации. Также организуются специальные события с участием потенциальных работодателей, которые могут привлечь команды или их отдельных участников под проекты или стажировки в городские организации.

Четвертое направление формирует цифровую среду для поддержки студенческих команд, запускающих стартапы и социальные инициативы. Среда включает в себя: сервис оценки уровня сформированности проектных и стартап компетенций, формирования проектного портфолио и компетентностного профиля студента, сервисы взаимодействия с работодателями, грантодателями (система подбора стажировок, поиска менторов). Экосистема поддержки студентов содержит не только сервисную часть, но и систему онлайн-контента. Такой контент объединяет в себя цифровые методические материалы, онлайн-курсы в формате MOOC, открытые картотеки научных материалов, банки электронных кейсов, информационные мессенджер-каналы.

Пятое направление – создание школы модераторов для преподавателей Университета в целях обновления образовательных практик. Распространение проектной культуры среди студентов продуктивно, когда и в каждодневной учебной деятельности она находит свое отражение. Для этого необходимо укрепить компетенции преподавателей Университета в части использования проектных технологий в своих программах и курсах.
Стратегия развития 2020-2025,
Московский городской педагогический университет