Университетский
проектный колледж
Руководитель проекта:
Сергей Еремин
Команда проекта:
Александр Богдан, Юлия Бубенцова, Наталья Воробьева, Лев Кравцов, Наталья Косых, Елена Ушакова, Наталья Флегонтова, Ольга Чозгиян.
Проект стратегического развития Московского городского педагогического университета
Группа проекта: Проекты-фронтиры
Срок: 2020 - 2025
Проблемный контекст

В последние несколько десятилетий происходит переосмысление места и предназначения среднего профессионального образования (СПО) в системе профессиональной подготовки. Начавшиеся еще в конце прошлого века процессы цифровизации и автоматизации многих отраслей экономики привели к трансформации структуры профессионального труда. Доля рутинных стандартизованных процессов сокращается и растет спрос на специалистов, обладающих набором гибких компетенций. Такие изменения оказываются реальным вызовом для системы довузовского профессионального образования, где одной из ключевых задач была подготовка «операторов», т.е. специалистов способных по отлаженным алгоритмам сопровождать типовые процессы.

Вместе с такими общемировыми вызовами дополнительно ситуацию обостряют и сложившиеся особенности российской системы среднего профессионального образования. При объективном ежегодном приросте числа абитуриентов колледжей (данные исследований показывают, что в последние пять-шесть лет прирост числа учащихся составил более 10%) их мотивация к поступлению связана не всегда с сознательным выбором будущей профессии, сколько с внешними и сторонними мотивами. Одним из таких мотивов выступает: стремление избежать единого государственного экзамена и поступить в университеты после окончания колледжа по «упрощенному» треку.

Другой особенностью оказывается проблема связи образовательных программ СПО с современными запросами работодателей и актуальным состоянием современных рабочих мест. Преподавательские кадры колледжей зачастую не имеют опыта работы в соответствующей системе (или их опыт устарел). Происходит методическое устаревание и содержания программ, которое транслируется и на прохождение студентами практики в ходе обучения. Связанным вызовом для российской системы СПО оказывается стагнация образовательных практик. Сами дидактические подходы и педагогические технологии часто не соответствуют современным реалиям. Доля интерактивных и проектных форматов обучения остается на невысоком уровне.

Подобные вызовы ставят вопросы о том, как должна быть устроена современная модель довузовской подготовки. При этом важность системы отражена и на государственном уровне: в последние годы запущено несколько национальных проектов ее развития. Так, например, проект «Молодые профессионалы» делает попытку переосмыслить логику и модель работы СПО.
Существующие заделы

В 2014 году в состав Московского городского педагогического университета вошло 10 педагогических колледжей. В течение двух лет команды колледжей работали над переосмыслением организационных и структурных схем взаимодействия, а в 2016 году был сформирован Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского (ИСПО).

Институт за время работы успел запустить процессы трансформации образовательной политики колледжей. Одной из базовых задач стала систематизация и разработка единых подходов к организации образовательных программ. Интеграция ИСПО в структуру Университета позволила начать синхронизацию программ с существующими программами бакалавриата. Другим направлением стало переосмысление системы оценивания и развитие практики демонстрационных экзаменов.

Институт принимает активное участие в движении WorldSkills Россия столичного региона по развитию компетенций сферы «Образование». Студенты и преподаватели института участвуют во всех линейках движения WorldSkills (чемпионаты BabySkills, Junior, основной линейки, чемпионаты «Навыки мудрых» (50+) по ряду компетенций: «Дошкольное воспитание», «Преподавание в младших классах», «Преподавание музыки в школе», «Физическая культура, спорт и фитнес»). За четыре года институт завоевал 10 золотых и 4 серебряные медали на региональных чемпионатах города Москвы.

В 2017 году в структуре института был создан Предуниверсарий. Изначально запущенный как эксперимент, за несколько лет он стал точкой интеграции многих авторских практик научной школы, развивающих идеи Л.С. Выготского. Другим значимым проектом стало создание групп дополнительного дошкольного образования «Маленький Лис». В рамках проекта отрабатываются новые образовательные практики для студентов СПО, а также развивается система подготовки наставников для студентов из числа воспитателей групп. Проекты не просто создают новые практики в СПО, но и сопровождаются ведущими научными командами Университета.
Разработка и внедрение новой модели колледжа,
основанной на интеграции с высшим образованием и проектным обучением студентов
Цель проекта
Проектное решение

Институт среднего профессионального образования – стратегическая академическая единица, ставящая себе цель формирования новой модели СПО. Институт создает и внедряет модель университетского колледжа, интегрирующую интеллектуальный и кадровый потенциал вошедших в состав Института колледжей и образовательные, исследовательские и управленческие ресурсы Университета. Для реализации такой задачи определяется несколько направлений трансформации.

Первым направлением становится создание устойчивой системы взаимодействия уровней среднего профессионального и высшего образования. Программа Университетского колледжа должна быть направлена на формирование интегрированного трека СПО-ВО. Такая интеграция происходит через синхронизацию образовательных программ и совместное с учебными институтами проектирование модулей и курсов программы. Университетские профессора и эксперты учебных институтов принимают участие в качестве преподавателей при последующей реализации созданных программ.

Вторым направлением определяется трансформация модели образовательной программы. Обновление программы предполагает выделение трех блоков программы. Первый - «проектный» блок - реализуется на первом году обучения и направлен на развитие проектной культуры студентов, гуманитарных и цифровых компетенций. Основным форматом обучения в этот год становятся проектные события и тренинги. В ходе таких событий студенты осваивают инструменты и практики проектирования, применимые как в работе в образовательных организациях города, так и для запуска собственных проектов и инициатив. Второй - «педагогический» блок программы - погружает студентов в современные педагогические техники и практики. Для реализации этого блока, наравне с традиционными форматами, особое место занимает использование открытых онлайн-курсов. Наконец, третий - «практический» блок - концентрируется на реальной практике студентов, реализуемой на базе и с активным привлечением работодателей города.

Третье направление обеспечивает обновление кадровой политики Института. Элементом такого обновления становится запуск внутренней «Школы преподавателя СПО». Такая школа объединяет систему курсов и тренингов для преподавателей для освоения современных образовательных техник и подходов. На базе школы также действует система обмена методическим опытом и стажировок преподавателей – как внутри Университета в учебные институты, так и в другие образовательные и научные организации.

Наконец, четвертое направление создает на базе Института исследовательскую площадку по проблемам среднего профессионального образования. Исследовательские команды анализируют и проектируют образовательный опыт в рамках обновленной модели университетского колледжа и Предуниверсария МГПУ. На базе Института стартует серия пролонгированных исследований образовательных стратегий и психологических особенностей подростков. Институт запускает ряд российских и международных событий, а также формирует консорциум колледжей и университетов для обмена лучшим опытом в сфере развития среднего профессионального образования.
Стратегия развития 2020-2025,
Московский городской педагогический университет