Разработка и внедрение исследовательского протокола
Руководитель проекта:
Елена Геворкян
Команда проекта:
Светлана Вачкова, Ольга Мозгунова, Равиль Резаков, Григорий Сытдыков
Проект стратегического развития Московского городского педагогического университета
Группа проекта: Проекты изменения
Срок: 2020 - 2025
Проблемный контекст

Исследования создают ядро развития современного глобального университета. Университеты-лидеры берут на себя роль центров производства новых знаний, основанных на исследованиях. Для такой миссии принципиальным становится качество проводимых исследований. При этом и университеты, и независимые исследовательские команды сталкиваются с целым рядом вызовов, ответы на которые позволят решить задачи обеспечения подобного качества.

Первым из таких вызовов оказывается построение прозрачного и объективного механизма отбора научных исследований и проектов. Однако не могут быть созданы единые, подходящие для всех алгоритмы и критерии отбора. Для каждого университета эта задача оказывается специфической в каждом конкретном контексте. Для университетов возникает вызов по формированию не только собственных механизмов отбора и поиска исследований, но и собственной исследовательской повестки. Такая повестка становится фокусировкой задач миссии и сферы компетенции университета.

Второй вызов связан с проведением самого исследования, его инфраструктурной и методологической поддержкой. Подобная система поддержки включает как вопросы этического кодекса исследователя, так и требования к качеству исследовательского инструментария, обеспечения связи исследования с практиками и будущими пользователями результатов. Все большее значение при проведении исследований приобретают современные информационные технологии, использование больших данных, глобальная виртуальная коллаборация исследователей.

Наконец третий вызов - определение пространства применения полученных результатов научного исследования или проекта. Так, результатами должны становиться решения, обеспечивающие преобразование и улучшение существующих практик.

Подобные вызовы не могут быть преодолены директивно и требуют от университетов изменения культуры и формирования особого исследовательского протокола. Протокол — это не столько формальный перечень требований, сколько внутриуниверситетское соглашение о форматах и качестве исследований.
Существующие заделы

Московский городской педагогический университет с момента своего основания играет заметную роль в исследовательской инфраструктуре города Москвы. Научная деятельность была и остается важной частью деятельности входящих в состав Университета учебных институтов, которые совместно с научными институтами и научными лабораториями выполняют исследования и проекты.

Университет проектирует и реализует исследования и регионального, и федерального, и международного уровня. За последние 5 лет учеными Университета выполнено более 400 исследований и проектов, общим объемом финансирования 3,5 миллиарда рублей: 2,9 миллиарда рублей в рамках государственного задания Университета, 600 миллионов рублей – федеральные проекты, средства научных фондов и частных партнёров. На федеральном уровне Университет выполнил ряд проектов по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации: в рамках федеральной целевой программы развития образования по разработке и общественному обсуждению ПООП основного и среднего общего образования, модернизации педагогического образования.

Также по заданию Министерства образования и науки в рамках федеральной целевой программы «Доступная среда» проведено обучение около 20 000 специалистов из 85 субъектов Российской Федерации по программе реабилитации ребенка-инвалида. По заказу Министерства просвещения Российской Федерации в рамках федерального проекта «Учитель школы будущего» разработаны материалы по сертификации педагогических работников. По заказу Россотрудничества России проведено обучение цифровой грамотности педагогических работников русских школ из 42 зарубежных стран в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». По заказам Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации разработаны новые формы и технологии развития финансовой грамотности, с применением которых прошли обучение более 11 000 учителей и обучающихся образовательных организаций из 55 субъектов Российской Федерации.

На региональном уровне Университет реализует проекты по правовому сопровождению образовательной деятельности, включающему в себя экспертно-консультационное сопровождение контрольно-надзорной деятельности в сфере образования, разработке методического сопровождения московской электронной школы и анализу больших данных в образовании, внедрению модели городского университета и проектов по совершенствованию городской среды, в том числе проект «Серебряный университет», исследованию неформального образования в городе.

Университет является одним из разработчиков этического кодекса исследователя, а также экспериментирует с созданием собственных комитетов по этике, обеспечивающих корректное использование исследовательского и социологического инструментария, проектирование дизайна исследований и мониторинга качества их проведения.
Формирование инфраструктуры, обеспечивающей повышение качества научных исследований,
ориентацию результатов научных исследований и проектов на конкретного потребителя, включение результатов научных исследований и разработок в образовательные программы всех уровней образования, обеспечение прозрачности отбора научных исследований и проектов, открытости и доступности результатов
Цель проекта
Проектное решение

Повышение эффективности использования результатов научных исследований и проектов будет достигаться за счёт прозрачности и объективности их отбора, а также ориентации научных исследований и проектов на достижение конкретного результата для конкретного потребителя (на федеральном, региональном, муниципальном уровнях).

Обновление исследовательской инфраструктуры будет реализовываться по нескольким направлениям. Первое направление обеспечит поддержку и развитие молодых исследователей Университета, одним из элементов которой станет университетская программа грантовой поддержки инициативных исследований, в том числе выполняемых молодыми учеными под руководством опытных ученых-наставников. В целях формирования исследовательской культуры, развития навыков исследовательской деятельности и дальнейшего развития научных школ Университета будет организована школа молодого исследователя для аспирантов, магистрантов и бакалавров Университета.

Отдельным вектором поддержки молодых исследователей становится вовлечение аспирантов в университетские исследования. Происходит не только синхронизация тематик исследований, но и повышается активность вовлечения аспирантов во временные научные коллективы. В этом контексте задачей оказывается и рост объема выплат аспирантам. На уровне Университета в структуре грантовой программы выделяется отдельный трек для поддержки инициативных исследований аспирантов.

Второе направление ориентировано на поддержку исследователей, ведущих международные исследования. Основной задачей направления является увеличение числа публикаций, индексируемых в международных научных базах Scopus и Web of Science. Поддержка включит не только расширение грантовых программ и увеличение объемов финансирования, но и поддержку в части подготовки и размещения публикаций, языкового сопровождения авторов, содействия в части формирования дизайна исследования.

На уровне Университета будут сформированы требования к использованию социологического инструментария, размещению публикаций, представлению и обсуждению результатов публично. Распространение лучших практик реализации научных исследований, проектов и полученных результатов будет обеспечено их обсуждением на постоянно действующих научных семинарах.

Стратегия развития 2020-2025,
Московский городской педагогический университет