Городской хаб
дополнительного
образования
Руководитель проекта:
Марина Шалашова
Команда проекта:
Елена Алексейчева, Светлана Вачкова, Александр Кармаев, Елена Нехорошева, Олег Орчаков, Светлана Смирнова, Руслан Сулейманов, Андрей Тёров
Проект стратегического развития Московского городского педагогического университета
Группа проекта: Проекты для горожан
Срок: 2020 - 2025
Проблемный контекст

В VUCA-мире дополнительное образование – один из самых адаптивных и персонализированных инструментов развития как в профессиональной сфере, так и в части формирования широкого круга компетенций. Современное дополнительное образование отличается мобильностью, быстрым откликом на меняющиеся потребности в квалификации кадров. Такое образование ориентировано на реализацию актуальных потребностей и интересов личности. При этом образование перестало быть разовым, точечным, оно длится на протяжении всей жизни.

Непрерывное образование особое значение приобретает для такого большого глобального города, как Москва. Новые практики, скачкообразный рост числа информационных технологий, трансформация образовательных форматов – все это создает системный запрос на инновационные программы дополнительного образования. Программы, которые бы предлагали персональный трек развития и роста.

Сложившийся в системе дополнительного образования рынок пока остается слабо ориентированным на дефициты и запросы, на программы в сфере инновационных гуманитарных практик. Существующее предложение в большей степени предлагает традиционные темы курсов и модели их реализации.

С другой стороны, в настоящее время в городской образовательной среде появляются новые исследовательские и педагогические команды, развивающие новые подходы, практики, технологии обучения и развития. При этом сами разработчики новых решений и технологий не всегда видят пути выхода со своими наработками к потребителю и не имеют опыта проектирования и реализации образовательных продуктов.

Так возникает разрыв, при котором, с одной стороны, существует запрос на новые динамически обновляющие образовательные программы о современных гуманитарных практиках. С другой, есть стартапы, исследовательские команды, практики – разработчики таких практик и подходов. Необходимым становится площадка, интегрирующая интересантов и позволяющая по модели конструктора собрать из вариативного предложения собственный трек.

Решением для такого противоречия становится модель хаба – специальной площадки, помогающей выявить запросы жителей города и связать их с авторами инновационных образовательных технологий и практик. Возникновение таких хабов – один из международных и отечественных трендов развития сферы дополнительного образования.
Существующие заделы

За последние пять лет Московский городской педагогический университет целенаправленно занимается развитием дополнительного образования. Экспертами Университета создано более 400 общеразвивающих программ, программ дополнительного профессионального образования, профессиональной переподготовки и профессионального обучения, отвечающих запросам и потребностям времени.

Свыше 30 000 человек ежегодно участвуют в программах дополнительного образования, реализуемых в Университете. Дополнительное образование становится непрерывным и затрагивает все уровни и возраста: от дошкольного до пенсионного.

Последние несколько лет команда Университета экспериментирует с форматами и тематиками программ дополнительного образования. Одним из наиболее ярких примеров может быть реализуемый с 2017 года проект «Серебряный университет», ставший с 2018 года частью общегородского мегапроекта «Московское долголетие». Более 17 000 человек обучилось по программам «Серебряного университета».

С 2018 года Университет фокусирует свои усилия на создании инновационных программ дополнительного образования. Среди партнеров оказались: РОСНАНО, Российское общество «Знание», компания «ГлобалЛаб», «ЯндексУчебник», сетевое образовательное содружество «УчимЗнаем», Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, издательство «Бином. Лаборатория знаний», детская школа программирования «Алгоритмика», школа суперспособностей «Rich Brain», Федеральный институт оценки качества образования, Россотрудничество, Национальный центр инноваций в образовании, Московский государственный образовательный комплекс, лицей «Ковчег-XXI века» и другие.
Создание городской площадки (хаба),
интегрирующей инновационные образовательные практики и подходы в формате программ дополнительного образования, для конструирования образовательных треков горожан и обучения специалистов организаций города
Цель проекта
Проектное решение

Запуск проекта предполагает несколько направлений изменения работы института непрерывного образования Университета.

Первым направлением станет построение системы мониторинга и анализа городского заказа и существующих инновационных практик. Подобная система предполагает взаимодействие структурных подразделений Университета, интеграцию деятельности хаба с проектом «Городской университет», в части использования результатов исследований образовательных потребностей москвичей в среде мегаполиса и гиперлокальностях для создания картирования образовательных дефицитов горожан, и другими разработками вуза.

Второе направление – выстраивание процесса продвижения и продажи программ. Подобный подход предполагает использование модели маркетплейса, агрегирующего образовательные программы как внешних вендоров образовательного контента, так и экспертов Университета. Хаб создается для формирования персонифицированных предложений с учетом интересов и особенностей слушателей.

Выстраивается новая экономическая модель хаба, включающая в себя, в том числе гибкие модели ценообразования, программы лояльности, интеграцию различных способов оплаты, мониторинг качества оказанных образовательных услуг. Создается специализированная служба, осуществляющая маркетинговые функции, в том числе мониторинга, продаж, колл-центра.

Третье направление – создание удобной электронной среды для конструирования образовательного трека и изучения программ дополнительного образования. Электронная платформа предусматривает автоматизацию процессов взаимодействия с клиентами: от подачи заявки на обучение до выдачи документа. Подобная CRM (Client Relation Management) система позволит реализовывать постпрограммное сопровождение и взаимодействовать с потенциальными слушателями. В структуре платформы для разных категорий пользователей будут запущены специализированные сервисы: конструктор программ, модули диагностики, электронные планировщики образовательных треков.

Четвертое направление ориентировано на популяризацию лучших инновационных образовательных практик. С этой целью формируется механизм реализации программ дополнительного образования в формате модульных онлайн-курсов и программ повышения квалификации. Онлайн-программы, развивая модель хаба, будут интегрировать как созданный в Университете цифровой контент, так и модули партнеров.
Показатели достижения результата
Стратегия развития 2020-2025,
Московский городской педагогический университет