Цифровой кампус
Руководитель проекта:
Руслан Сулейманов
Команда проекта:
Роман Куприянов, Дмитрий Агранат, Евгений Сильянов, Ольга Куманева
Проект стратегического развития Московского городского педагогического университета
Группа проекта: Проекты изменения
Срок: 2020 - 2025
Проблемный контекст

Проникновение цифровой реальности в повседневную жизнь – один из фундаментальных сдвигов современности. Цифровые технологии меняют и сферу образования. Не только новое оборудование и интернет становится сутью происходящей трансформации. Новые технологии меняют привычные форматы взаимодействия и общения, изменяют мышление, способы обучения, обновляют университеты и профессию учителя.

Следствием цифровизации является трансформация не только образовательного процесса, но и появление новых требований к организации кампуса, сервисов для студентов и преподавателей, изменение административных бизнес-процессов. Цифровая трансформация образования – одна из задач и стратегий развития России. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» одним из базовых направлений развития становятся кадры и образование.

Цифровые трансформация университетов включает целый ряд направлений. Одним из ключевых становится развитие практик и информационных систем для работы с большими данными при анализе образовательной деятельности студентов. Результатом внедрения таких решений оказывается формирование цифрового профиля и цифрового двойника студента. Профиль позволяет не только индивидуализировать образовательную программу, но более тонко подбирать контент, организовывать исследовательскую деятельность студента, предлагать дополнительные образовательные модули и треки развития на основании цифрового следа, цифрового двойника студента.

Интеграция цифровых технологий становится одним из факторов конкуренции университетов. Автоматизация бизнес-процессов, применение технологий больших данных и искусственного интеллекта, развитие дистанционных форматов обучения повышает качество образовательного опыта и комфорт обучения и исследования в Университете. В этом контексте построение цифрового кампуса становится вызовом для Университета.
Существующие заделы

Последние три года в Московском городском педагогическом университете проводится системная автоматизация основных и управленческих бизнес-процессов. Разработка и внедрение новых сервисов и услуг для студентов, преподавателей и администраторов осуществляется в соответствии с принятой в Университете Концепцией развития информационной среды.

Одним из ключевых результатов реализации Концепции стало создание единого информационного пространства Университета, объединяющего все услуги и сервисы для обучающихся, преподавателей и сотрудников администрации. Так, например, используя личный кабинет, можно получить доступ к офисным приложениям для работы и учебы, заказать необходимые справки, проверить работу на объем заимствований, подать заявку на именную стипендию, проверить свою успеваемость. Преподаватели и исследователи могут работать с электронными библиотеками и каталогами, а также вести учет своей научно-исследовательской деятельности. Сотрудникам администрации доступны необходимые статистические отчеты.

В ходе развития цифровой среды были внедрены системы автоматизации процесса приема и управления контингентом обучающихся. В рамках обновления данных бизнес-процессов был запущен проект по автоматизации многофункционального центра Университета, что позволило сократить время обработки и выдачи документов более чем в пять раз.
Разработка и внедрение цифровых решений,
обеспечивающих трансформацию учебных, научных и управленческих процессов, на основе «сквозных» технологий цифровой экономики, включая искусственный интеллект, большие данные и интернет вещей, обеспечивающих процесс цифровой трансформации Университета
Цель проекта
Проектное решение

Дальнейшая цифровая трансформация Университета имеет несколько векторов. Первый вектор направлен на внедрение комплексной системы управления обучением. Система интегрирует в себе весь процесс разработки и реализации образовательных программ Университета. Адаптация системы к особенностям образовательных программ моделей бакалавриата и магистратуры Московского городского будет способствовать начавшейся трансформации образовательного процесса.

Новая платформа позволит обеспечить необходимую свободу творчества преподавателей при соблюдении требований актуальных федеральных государственных образовательных стандартов. Детально продуманные личные кабинеты преподавателей, руководителей образовательных программ и администраторов позволят легко и быстро создавать электронные образовательные материалы и распределять учебную нагрузку. Система будет направлена на повышение качества образования в Университете за счет внедрения новых подходов и методов управления содержанием образования.

Второй вектор направлен на интеграцию цифровых технологий и кампуса Университета, создавая «умные учебные аудитории». Данное направление задает цифровое развитие образовательного пространства Московского городского. В таком пространстве не только установлено современное оборудование, но и внедряются решения для анализа и повышения качества образовательного процесса. Электронная интеллектуальная система анализа вовлеченности и эмоций студентов – один из элементов таких решений. Система позволит предоставлять обучающимся и преподавателям новый вид обратной связи, основанный на анализе вовлеченности и эмоций обучающихся во время учебных занятий и образовательных событий. В основе системы лежат алгоритмы машинного обучения, способные распознавать и анализировать уровень вовлеченности и эмоциональное состояние по видеосигналу.

Третий вектор направлен на цифровую трансформацию системы управления образовательным и научно-исследовательским процессами за счет внедрения системы сбора и анализа больших данных. Сбор и обработка данных о достижениях и образовательной деятельности обучающихся, анализ внутренних и внешних метрик развития Университета позволят осуществить переход к управлению на основе данных (data-driven). Частью данного направления становится разработка цифровых ассистентов для построения персональных образовательных треков студентов на основе алгоритмов интеллектуального анализа данных. Другой частью направления является внедрение системы управления научно-исследовательской деятельностью на основе данных. Система обеспечит прозрачность и объективность отбора научных исследований и проектов в Университете.

Ключевым принципом при внедрении цифровых технологий в Университете становится привлечение преподавателей и сотрудников, непосредственно организующих образовательный процесс, на этапе не только внедрения, но и создания новых цифровых сервисов.
Стратегия развития 2020-2025,
Московский городской педагогический университет