Университет для города: перспективные городские исследования
Руководитель проекта:
Светлана Вачкова
Команда проекта:
Елена Иванова, Ирина Виноградова, Екатерина Барсукова, Игорь Шиян, Анна Якшина, Татьяна Ле-ван, Гурген Акопян, Сергей Весманов, Дмитрий Весманов, Наталья Жадько, Елена Нехорошева, Елена Алексейчева, Татьяна Апостолова
Проект стратегического развития Московского городского педагогического университета
Группа проекта: Проекты для горожан
Срок: 2020 - 2025
Проблемный контекст

Рост значимости городов – не только результат нарастающей урбанизации, но и результат переосмысления роли и места городов. Города становятся не просто местом проживания, а способом мышления и жизни. Уже в настоящее время более 50 % мирового населения проживает в городах, при этом еще в 1800 году проживало только 3 %. Ряд исследователей фиксируют, что тренд будущего – мир городов.

Москва – это сообщества. Сообщества разные, самобытные, самоопределяющиеся, но воспринимающие себя частью города. Именно сообщества создают устойчивое развитие Москвы, они вовлекаются в городскую стратегию и начинают сами создавать мировой город.

Стратегическая программа Москвы «Мой район» основана на идее «города как сообщества горожан». Программа вовлечения горожан и определения ими приоритетов и задач развития своего района и своего сообщества. Такое фундаментальное переосмысление стратегии формирует необходимость запуска системной работы по мониторингу, анализу сообществ, создание по результатам исследований проектов по развитию социальной сферы.

Ключевым проблемным вызовом оказывается необходимость комплексных исследований широкого круга аспекта социокультурной жизни горожан. Включение университетов в такую проектную и исследовательскую работу становится инструментом развития глобального города. Предметом исследований становятся: городские пространства и айдентика, дефициты и недовольства городских сообществ, образовательные ресурсы и возможности для горожан, непрерывное и неформальное образование, образование для городских служб и организаций и многие другие вектора.

Построение системной работы с этими потребностями позволяет не только исследовать, но и вырабатывать улучшающие город решения для городских организаций, определять стратегические направления развития города. Особая роль исследования и формирования городской интеллектуальной, культурной и политической среды отводится городским университетам.
Существующие заделы

С момента своего основания Московский городской педагогический университет неотрывно интегрирован в городское образовательное и социокультурное пространство. Одно из ключевых направлений интеграции – исследования для города. В последние несколько лет в научно-исследовательских работах Университета выделилось отдельное направление городских исследований. За это время команды Университета провели несколько десятков исследований разных сторон жизни города. Городские пространства и айдентика, культурный код и разница поколений, городские сообщества и социальные сети, новые образовательные и гуманитарные практики непрерывного образования – некоторые из наиболее ярких тем исследований.

Результаты исследований становятся частью образовательных программы магистратуры («Проектирование городских образовательных инфраструктур», «Проектирование и сопровождение программ в сфере чтения детей и молодежи» и др.) и учебных курсов для бакалавриата. Сами исследования города становятся образовательным форматом. В последние два года одним из важных элементов развития гуманитарных компетенций студентов стала социокультурная практика, тесно связанная с исследованием города.

Три года работает семинар «Городской университет», объединяющий исследователей городской среды. Результаты исследований представляются на разных уровнях. Не только профессиональному сообществу в форматах выступлений на разных площадках: научных конференциях, форумах, симпозиумах, – но и через публикации в СМИ, участие в конкурсах и пр. Проекты по навигации, редизайну, перепроектированию образовательной среды являются еще одной точкой роста. В 2019 году проект соучаствующего проектирования общественных детских пространств (на примере пришкольных детских игровых площадок) победил в 5 из 7 номинаций в Конкурсе инноваций в образовании (КИвО).

Еще одна форма активности Университета – участие в Международном проекте «City Transformers». Основная задача проекта – создание реальных решений и проведение исследований в сфере эко-урбанистики и устойчивого развития городов, развитие механизмов соучаствующего проектирования. По итогам исследований в рамках семинара «Городской университет» опубликованы три сборника «UniverСity: города и университеты», а также несколько десятков публикаций в ведущих научных российских и зарубежных журналах.

В Университете реализуется телевизионный проект «Городской университет», где ведущие эксперты и лидеры профессионального сообщества обсуждают новые образовательные практики в городе. Другой проект городская мастерская «ПЛАСТИЛИН». Участниками проекта стали несколько десятков писателей, художников, политиков, бизнесменов – каждый из них выступил с открытой лекцией о трендах развития образования и города.

С 2018 года Университет стал организатором крупного международного симпозиума «Образование и город». Уже во второй год в качестве соорганизаторов симпозиума выступили Дублинский городской университет (Ирландия) и Тайбэйский городской университет (Тайвань). Симпозиум-2019 собрал участников из 17 стран: России, Албании (Университет Александра Моисиу), Беларуси (Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины), Венгрии, Израиля, Италии, Казахстана, Китая (Нанькайский университет), Литвы, Монголии (Монгольский государственный университет образования), Польши, США (Государственный университет Сэма Хьюстона), Швеции (Университет Евле), Ирландии (Дублинский городской университет), Тайваня (Тайбэйский городской университет). Также в работе симпозиума приняли участие сотрудники музеев (в частности, Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей), творческого бюро «Утро», Международной ассоциации гуманитариев. За три года более 600 экспертов со всей страны и мира стали участниками симпозиума.
Создание системы проектирования и реализации исследований
по вопросам изучения и развития гуманитарной инфраструктуры города, городских сообществ и социокультурных практик города Москвы
Цель проекта
Проектное решение

Развитие городских исследований Университета реализуется по нескольким направлениям. В рамках первого направления создаются тематические кластеры в соответствии с ключевыми приоритетами исследовательской и проектной повестки для города. Кластеры фиксируют глобальные тренды развития мировых городов. На первом шаге будет сформировано несколько кластеров: кластер исследований среды и соучаствующего проектирования городских пространств, кластер исследований городского благополучия (UrbanHealth), кластер образовательного консалтинга девелоперских проектов, кластер изучения мегаполиса как глобальной экосистемы.

Каждый из кластеров задает свою исследовательскую и проектную повестку, которая затрагивает вопросы: комфортной жизни горожанина, проектирования новой городской среды, включая образовательную инфраструктуру, использования ресурсов города для образования и многие другие вопросы развития социокультурной среды и сообществ города.

Кластеры объединяют научную и образовательную деятельность. При этом активными участниками деятельности становятся студенты и аспиранты Университета, которые становятся членами исследовательских команд, со-проектировщиками и участниками образовательных программ. В работу кластеров включаются разные структурные подразделения Университета, создавая межинститутскую интеграцию.

В рамках второго направления продолжается работа с аудиовизуальным контентом. Университет создает пространство коллаборации исследователей и экспертов в области урбанистики, образования, психологии и запускает систему городских событий в формате TED. На событиях представляются результаты проведенных в Университете исследований и реализованных проектов. Такие события открыты для всех горожан и в научно-популярном формате рассказывают о современных исследованиях и практиках трансформации и развитии глобальных городов. Спикерами TED-событий становятся исследователи Московского городского педагогического университета, включая студентов, аспирантов и преподавателей Университета. Встречи и выступления проходят и в онлайн-формате, формируя библиотеку мини-лекций, TED-выступлений, MOOC. Библиотека размещается в открытом доступе и становится частью социокультурного актива Москвы.

В рамках третьего направления создается цифровая площадка городских исследователей. В интерактивном формате представляются исследования, проекты и решения как для профессиональных сообществ, так и для интересующихся горожан. Такое цифровое пространство дает возможность познакомиться с результатами последних исследований, а также стать участником и со-проектировщиком исследований.

В рамках четвертого направления создается система открытых онлайн-курсов (MOOC). Такие курсы не только представляют наиболее важные результаты исследований Университета, но и дают возможность горожанам быть в курсе наиболее актуальных трендов развития города и образования. Для производства курсов привлекаются ведущие эксперты и партнеры Университета. Курсы реализуются как на русском, так и на английском языке. Такая система позволяет продвигать научную и проектную повестку Москвы по всей России и миру.
Стратегия развития 2020-2025,
Московский городской педагогический университет