Институт-центр образовательного и просветительского
притяжения горожан
Руководитель проекта:
Александр Страдзе
Команда проекта:
Антон Бородкин, Сергей Введенский, Ирина Быховская, Александр Емельянов, Олег Зверев, Александр Крученко, Наталия Ловцова, Ирина Люлевич, Валентина Пушкина, Сергей Суматохин, Анна Скотникова, Елена Федорова, Ольга Шульгина
Проект стратегического развития Московского городского педагогического университета
Группа проекта: Проекты-фронтиры
Срок: 2020 - 2025
Проблемный контекст

Территории, локации и кампусы многих ведущих мировых университетов – больше, чем просто место расположения зданий. Все чаще они становятся пространствами производства нового знания, особой средой для образования, науки, инноваций. Важным оказывается не только удобство и атмосфера, но и открытие всех пространств кампуса к использованию для обучения, исследования и проектов. В некоторых университетах кампусы становятся больше городов. Например, кампус одного из крупных университетов в США – Berry College – достигает более 100 миллионов квадратных метров.

Исследование, проведенное компанией THE, выпускающей один из крупнейших мировых рейтингов университетов, фиксирует несколько трендов развития университетов. Один из наиболее заметных современных трендов – это интеграция университетских территорий в городское пространство. Если прежде университеты стремились создать обособленный кампус в пригороде, то все явственнее проявляется тенденция увеличения непосредственного присутствия на территории города. Так, например, Корнуэльский университет, имевший основную локацию в более чем 300 км от Нью-Йорка, в последние годы открыл новые площадки на территории Манхэттена.

Пространства университетов становятся точками притяжения для горожан и городских сообществ, создавая площадки для общения с исследователями, бизнесом, экспертами, властью и просто интересными людьми. Для этого университеты используют как особый дизайн среды, так и специально спроектированные программы и образовательные события. Многие университеты-лидеры создают тематические локации или кластеры, чтобы наиболее полно работать с различными интересами городских сообществ. Среди примеров: Дельфийский технологический университет, имеющий отдельный корпус для исследований, или Национальный Сеульский университет, на территории которого есть специальный корпус для студенческих сообществ.

Практика интеграции университета в городскую среду оказывается по-настоящему актуальной для Москвы. В 2018 году в Москве была представлена концепция «Мой район». Инициатива мэра города направлена на развитие каждого их районов Москвы, на предоставление широких возможностей для образовательной, культурной, социальной активности горожан во всех районах города. Такая задача формирует вызов для городского университета: встроиться в экосистему районов Москвы как один из образовательных и просветительских центров.

В контексте таких трендов возникает запрос на формирование модельных решений взаимодействия институтов университета с социокультурной средой разных районов Москвы. Ключевой проблемный вопрос – как сделать пространство и программы современного университета активом социокультурного развития города.
Существующие заделы

МГПУ имеет более сорока корпусов во всех районах города. Институты не только реализуют образовательные программы, но и открывают двери для городских событий, часто и сами выступая как их инициаторы. Проекты «Московское долголетие (Серебряный университет)», «Университетские субботы», «Пластилин», «Географический диктант» и многие другие стали частью городской среды.

Институты МГПУ включены в городские события и проекты, развивается волонтёрское движение. Так свыше 6000 студентов МГПУ ежегодно принимают участие в организации различных городских событий и реализации городских проектов.

В последние несколько лет происходит системное обновление и капитальные ремонты различных локаций Университета. Подобная трансформация не просто перестройка или починка, но часто переосмысление концепции взаимодействия институтов и социокультурного окружения в их районах и округах. Одним из ярких примеров такого обновление стало создание и развитие с 2018 года нового Института естествознания и спортивных технологий.

За прошедшие несколько лет Институт смог стать одним из быстрорастущих учебных подразделений Университета. На базе Института были запущены городские проекты, направленные на обновление моделей физической подготовки в московских школах, расширена сеть партнерств с городскими спортивными организациями, стартовало несколько десятков исследований.

Одним из новых направлений развития Института стало исследование и пилотирование моделей и практик событийного образования. Такие подходы применяются как для обучения студентов, так и для проведения городских образовательных и социокультурных мероприятий.
Создание модели института как центра
социокультурного взаимодействия горожан и городских сообществ на основе практик событийного образования
Цель проекта
Проектное решение

Институт естествознания и спортивных технологий стратегическим вектором роста определяет создание социокультурного центра на востоке Москвы. Институт формирует образовательную и исследовательскую базу для развития районов восточного округа. Реализуя такую задачу, Институт создает модель взаимодействия с горожанами и городскими службами районов городов. Развитие института предполагает несколько направлений.

Первым и одним из ключевых направлений построения открытого социокультурного пространства Института становится обновление образовательных программ и запуск проекта образовательного кластера EduCluster. Ядром изменений становится внедрение событийного подхода для реализации программ высшего и дополнительного образования. На смену традиционным образовательными программам, ориентированным на освоении узких предметных навыков, приходят образовательные события и проекты. Они нацеливают слушателей на развитие метапредметных компетенций, позволяют строить более гибкие образовательные треки, в том числе и в формате ускоренных индивидуализированных образовательных программ.

Событийный подход предполагает создание регулярного «городского календаря» событий, тренингов, семинаров, коротких программ. Основными потребителями ивентов такого календаря становятся горожане, представители городских сообществ и специалисты городских организаций. В этом контексте программы событий строятся на основе анализа запроса горожан и сообществ. Это определяет необходимость запуска системы исследований запросов горожан в районе дислокации кампуса института. Также событийный подход определяет необходимость более гибких организационных механизмов проектирования, утверждения и представления программ. Частью первого направления становятся и обновление организационных механизмов института в части образовательной политики.

Второе направление – запуск проекта исследовательского кластера SciCluster. Направление интегрирует событийный подход и исследовательскую деятельность. Для этого на базе Института создается Science-парк. Такой парк становится точкой притяжения исследовательских команд, ведущих изучение тем физического и психофизиологического потенциала человека. Подобный парк аккумулирует исследовательское оборудование, технологии и метрики, привлекает команды экспертов. Science-парк как исследовательский центр Института открыт для всех горожан и сообществ. Парк не только в открытом формате презентует результаты современных исследований в области экологии городской жизни, но и предоставляет возможности диагностики здоровья, формирования спортивных программ и программ развития для жителей районов Москвы.

Ресурс такого парка также обогащает программу подготовки учителей и спортивных специалистов, предоставляет возможности провести реальные наблюдения и замеры биологических состояний человека, насытить практической деятельностью семинары, создать базу для магистерских и аспирантских исследований.

Помимо развития образовательного и исследовательского направления третьим вектором становится создание открытых пространств для горожан и сообществ. Проект кластера экологии жизни в городе WellnessCluster предлагает открытые спортивные и фитнес-пространства для горожан. Такая среда наполняется социокультурными событиями для развития физического и психофизиологического потенциала человека: организуются пространства для занятия спортом, фитнесом, проведения городских спортивных событий и соревнований. Кластер создает среду формирования позитивного отношения к спорту и физической культуре, ответственного отношения к здоровью, что становится особенно важно в условиях пандемических рисков.

Помимо выделения площадок на территории кампуса эксперты и партнеры Института организуют мероприятия и проводят консультации для горожан. Инфраструктура кампуса включает и цифровые ресурсы. Сервисы дают информацию о тренерах и преподавателях, проводящих занятия, возможностях участия в тренировочных программах, расписании имеющихся активностей, составления индивидуальной спортивной траектории на основе анализа спортивных достижений и целей.
Показатели достижения результата
Стратегия развития 2020-2025,
Московский городской педагогический университет