Контексты стратегии
Стратегия развития Московского городского педагогического университета на 2020 - 2025 годы
Стратегия сплетает многие контексты: глобальный, российский, московский. На пересечении этих контекстов вырастает новая миссия Университета.
Глобальный контекст

Мир стал изменением. Не просто обновил форму, внедрил технологии и преобразил стиль, но драматично преломился. Он изменил само свое содержание, свою структуру и логику. Мир переродился в изменение – значит перестал быть определенным. Перестал быть статичным. Перестал быть предугадываемым. Он стал VUCA-миром – volatile, uncertain, changeable, attainable – так что теперь само его ядро, сама природа, находится в постоянном движении.

Такой мир ждет от образования иного. Мир ставит перед университетом новые вызовы. Большой вызов современного мира – цифровая реальность. Эта привычная часть нашей жизни все еще не поддержана масштабными исследованиями, новыми образовательными практиками. 2020 год стал точкой перелома. Школы, университеты, все общество не просто попробовали, но реально погрузились в онлайн-форматы. Одним из уроков стало осознание необходимости создания интегрированных форматов обучения. Создание новых форм, новой дидактики, новой цифровой реальности, включающей как онлайн, так и очное образование – один из базовых вызовов. Говоря о новой цифровой реальности, мы имеем в виду не только технические устройства, программы или даже навыки их использования. В цифровом мире формируется новая система социальных отношений и человеческой деятельности. Большие данные, нейронные сети, искусственный интеллект задают иное строение привычек, знаний, умений, ценностей, норм.

Такие изменения формируют запрос на цифровой университет. В нем студенты, слушатели, сотрудники получают поддержку «умных сервисов», используют ресурсы цифрового кампуса, общаются, учатся, работают, занимаются исследованиями в насыщенной цифровой среде. Цифровой университет интегрирует привычные онлайн- или оффлайн-форматы.

Другим вызовом выступает новое содержание образования. Во-первых, оно перестает быть жестким предметно-центрированным. Растет ценность образования, формирующего универсальные умения. Компетенции выступают не второстепенной, а центральной частью. Переосмысляется баланс учебного материала и умений в структуре содержания образования. Образовательные результаты задают фокус на развитие компетенций, ресурсом формирования которых служит вариативный учебный контент. Во-вторых, новое содержание образования перестает быть узкопрофессиональным. В глобальном мире границы профессий приобретают неявный характер. Однажды выбранная профессия перестает быть гарантом успеха, смена карьеры три-четыре раза в течение жизни не пугает, а воспринимается как возможность для развития. Распространение среди ведущих университетов мира практик Liberal Arts – один из маркеров этого процесса.

Вызовы нового содержания образования создают пространство для университета компетенций. В таком вузе студенты не только овладевают фундаментальными знаниями, но и активно вовлечены в деятельность, создают проекты, формируют команды, задают вопросы и ищут решения для реальных проблем. Мышление становится одной из главных ценностей такого университета.

Третий вызов – персонализация. Класс, школа, университет уже не являются механизмом массового воспроизводства. Образование уходит от модели «индустриальных заводов» по выпуску типовых изделий. Разные студенты, разные семьи хотят разного от образования, нуждаются в разнообразии практик. На первый план выходят персональные треки роста и их бережное сопровождение. Хотя цели остаются общими, но технологии, образовательные результаты, способы оценки отличаются адаптивностью и гибкостью. Персонализация возникает там, где образование строится на выборе и самостоятельности. Главным результатом становится развитие человеческого потенциала.

Такой вызов формирует потребность в университете персонализации. В подобном вузе самостоятельность, самоопределение, доверие к студенческому выбору и ответственности являются фундаментальными факторами.
Российский контекст

Сформулированные цели национального развития до 2030 года фундаментальным приоритетом определяют развитие талантов и возможностей. Поэтому одним из фундаментальных вызовов становится создание удобной и современной инфраструктуры для развития человека. Она интегрирует многие сферы – демографию, образование, здравоохранение, жилищную сферу, экологию, предпринимательство.

Для построения инфраструктуры принципиальным оказывается обновление технологической платформы – это еще один важный вызов. Такая трансформация связана с внедрением цифровых технологий, которые являются не дополнительным, а основным ресурсом: меняют логистику и систему отношений в экономике, производстве, образовании и других сферах. Цифровая трансформация также становится приоритетной задачей национального развития.

Подобные изменения оказываются возможны при создании технологической и научной экосистемы, которую формируют организации, осуществляющие разработку и внедрение инноваций. На развитие подобной экосистемы направлена федеральная инициатива - программа стратегического академического лидерства. В ее рамках ставится цель развития сети вузов, производящих новое знание и практики. Создание подобной национальной сети глобальных вузов-лидеров – третий большой вызов для российского общества.

Программа стратегического академического лидерства определяет стратегическую перспективу десяти лет и предполагает два вектора развития университетов. Первый – накопление глобального исследовательского потенциала, второй – формирование лидеров развития регионов. При этом для обоих категорий программа затрагивает почти все сферы жизни университета.

Система показателей и индикаторов программы помогает сформировать цели развития по таким направлениям как: международная наукометрия, интеграция в региональные экономики, рост внебюджетной и коммерческой активности, трансфер технологий и развитие предпринимательского сектора, трансформация образовательных программ, обновление кадрового состава, развитие кампуса и цифровых возможностей университетов.
Московский контекст

Последние несколько лет Правительство Москвы реализует стратегию развития города как международного интеллектуального, финансового, технологического, культурного центра. Многие мегапроекты – развитие городского транспорта, внедрение цифровых сервисов для горожан, «Московская электронная школа», «Мои документы», «Московское долголетие» – трансформируют привычные сферы городской жизни и инфраструктуры.

Происходящие изменения больше, чем просто открытие новых дорог и ремонт улиц или автоматизация работы городских служб и создание системы многофункциональных центров для горожан, или оцифровка школы и создание удобных образовательных сред. Реализуемые в рамках стратегии «Москва – мировой город» проекты меняют жизнь людей. Они порождают другие форматы и социальные стратегии взаимодействия, вовлекают горожан в городские события, дают новые возможности самоопределения и развития.
Главная ценность мирового города – горожане и их потенциал, под которым подразумевается свобода и возможность человека самостоятельно выбирать цели и пути их достижения. В 2018 году началась реализация программы стратегического развития Москвы «Мой район». Программа основана на идее города, объединяющего разные сообщества горожан. В ней сделана ставка не на предзаданную централизованную программу, а на вовлечение горожан и определение ими приоритетов и задач развития своего города и района.
Ключевой тезис, озвученный Сергеем Собяниным, мэром Москвы: «Я всегда говорил, что программа «Мой район» не будет застывшим бюрократическим документом, который сначала долго пишут, потом – не менее долго реализуют и, наконец – делают формальный отчет. Это – живая программа и потому практическую реализацию наказов жителей мы начинаем ровно в тот день, когда получаем их».

Главная цель новой стратегии – формирование сообществ и создание среды для их развития. Именно ресурс сообществ – интеллектуальный, социальный, гражданский – является силой, способствующей процветанию города.
Стратегия развития 2020-2025,
Московский городской педагогический университет